Все мы знаем, что на одну и ту же ситуацию разные люди реагируют по разному, поскольку интерпретируют ее неодинаково. Данная интерпретация называется когнитивной оценкой, и как мы увидим позднее, ею можно управлять.
А сейчас рассмотрим модель психологического стресса:
Поведение в стрессовой ситуации

Чтобы понять, как работает эта модель, кратко остановимся на каждом ее этапе, вплоть до последствий длительного стресса.
Пример:
Предположим,
вы обучаетесь в вузе, вы успешны в учебе и значимы в кругу товарищей. Ваше общение и учеба доставляет вам удовольствие. Вы хорошо знаете ребят в группе, у вас отличные с ними отношения, вы находите общий язык с преподавателями.
Но жизненная ситуация складывается так, что ваша семья переезжает в другой город. Вы едете с семьей, то есть возникает ситуация, к которой вы должны адаптироваться (первый этап — жизненная ситуация).
Вы считаете эту ситуацию концом света! Надо менять вуз. Вы там ни кого не знаете. Найдете ли вы там друзей? Примут ли вас в группе?
Какие там преподаватели? Вопросы, заботы, проблемы (второй этап -восприятие ситуации, как стрессовой).

Признайте, однако, что многие воспримут это событие, как внушающее среднее беспокойство. Некоторые из ваших друзей могут сказать:
  1. Ура! Новое место, новые люди.
  2. Это не самое страшное, что могло случиться, главное, все здоровы, привыкну.
  3. Настоящую дружбу расстоянием не разрушишь, будим ездить в гости.
Люди, интерпретирующие ситуацию таким образом, установили барьер между самой ситуацией и восприятием ее. О том, как это происходит, поговорим чуть позже.
Вы, однако, восприняли переезд как травматическое событие, и это вызвало эмоциональное возбуждение. Вы испытали страх перед будущим, сомнения в своей состоятельности. Вы расстроены и не знаете, что делать. Эти чувства находят отклик в физиологической реакции, у вас меняется состав крови, больше выделяется соляной кислоты, снижается иммунитет и т.д. (третий и четвертый этап — эмоциональное, физиологическое возбуждение). Если вы не поможете себе сейчас, то увеличится риск развития какой-либо связанной со стрессом болезни (пятый этап — последствия).
Перед нами — ситуация , воспринимаемая, как стрессовая (внушающая беспокойство). На нее возникает эмоциональная реакция, так как мы испытываем страдание, волнение и т.д.
Негативные эмоции, вызванные стресс-факторами, повышают вероятность импульсивных реакций, что не всегда является правильным.
В этом случае человек действует в рамках своего драйверного автоматизированного поведения.
Driver  — шофер, водитель; драйверное поведение – это метафора, означающая, что человек не сознательно управляет своим поведением, а действует импульсивно и не контролируя себя.
При стрессе наиболее часто встречаются следующие деструктивные реакции:
  • агрессия;
  • неоправданные уступки;
  • уход из ситуации;
  • регрессия (обида, жалость к себе);
  • зацикливание на негативных чувствах;
  • что-либо другое.

Страницы: next page



Комментарии