Манипулятивный уровень , также как и примитивный, предполагает неравенство в коммуникации, так как один из партнеров является манипулятором, другой – жертвой манипуляции. Однако, в отличие от императивного, данное взаимодействие имеет иную основу.
В предыдущем случае «говорящий» обладает (или уверен, что обладает) достаточными ресурсами (физической силой, статусом, властью, деньгами или др.), чтобы принуждать партнера к выполнению своей цели открыто. В то время как манипулятор не чувствует подобных преимуществ, либо стремится облегчить, ускорить достижение своей цели, в связи с чем и вынужден прибегать к обману.
Характерными признаками манипуляции являются:
  • диалоговая форма коммуникаций;
  • подчинение партнера своей цели;
  • сокрытие истинной цели взаимодействия;
  • иллюзия свободы выбора у жертвы манипуляции.


Интересным является тот факт, что в процессе такого взаимодействия иногда жертва предпринимает ответные манипулятивные действия, что создает эффект двойной манипуляции, в результате которой возможно получение выгод обеими сторонами.
Манипулятивные техники широко используются при создании рекламы, в процессе продажи услуг или продукции потребителям.



Комментарии